«Ранняя стереофотография как способ фиксации культуры. Восточно-туркестанская экспедиция 1909-1910 годов в фотоматериалах Самуила Мартыновича Дудина».

Новая фотовыставка в МАЭ РАН представляет стереофотографию как разновидность научного документа. Стереоизображение – пара одинаковых картинок, совмещающихся при просмотре – первая технология, позволяющая создавать объёмную 3D визуализацию. И это – технология более чем вековой давности! Стереоскопическая фиксация мира появилась как развлечение, но оказалась очень важной для научных исследований в начале XX века. Её использовали для фотофиксации исторических и биологических объектов, построений в топографии, географии, вулканологии, архитектуре, криминалистике и многих других научных областях. Но самое интересное, что поначалу учёные оценили не столько измерительные и визуализационные возможности стереофотографии, сколько её удобство! Стереофотокамеры были не только легче (по весу) и проще в обращении, но и значительно дешевле. Они позволяли делать моментальные съёмки с рук, без длительной подготовки, без установки камеры на штатив, без выстраивания линии горизонта и поиска удачного ракурса.
В фотоколлекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН хранится большое количество стереоизображений первой трети XX века. Они представляют различные регионы и культуры мира. В фокусе новой временной экспозиции – коллекция стереоскопических негативов, созданных в 1909 году в ходе археолого-этнографического исследования, проводившегося на территории Восточного Туркестана (субрегион Центральной Азии: современная территория Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской народной республики и восточные регионы Казахстана). Впервые посетитель МАЭ РАН сможет увидеть стереодокументы в качестве предмета музейной коллекции и оценить раннюю технологию объёмной визуализации, столь популярной сегодня.
Автор представленных фотографий – Самуил Мартынович Дудин. В экспедиции 1909 года он впервые в своей работе опробовал технику стереофотосъёмки в качестве моментальной регистрационной фиксации в путешествии. Исследователи изучали памятники, расположенные в Карашаре и Турфане – районах, через которые проходил северный маршрут Великого шёлкового пути. Учёные обследовали развалины буддийского монастыря, названного С. Ф. Ольденбургом Шикшинским Мин-уем («тысяча домов») в районе древнего города-государства Карашар в Карашарском округе; занимались «расчисткой» небольшого храма в Яр-хото – второго по величине города некогда богатого Турфанского княжества, созданного тюркоязычным народом уйгурами в IX веке. К слову, в Яр-хото экспедиционная группа нашла много китайских и уйгурских рукописей, которые были сначала переданы в МАЭ, а в 1923 году - в Государственный Эрмитаж.
Ценные произведения буддийского искусства были собраны исследователями в пещерном монастыре Безеклик. Расписывая стены этого парадного комплекса, известного также как «пещеры тысячи Будд», художники использовали большое количество золота, что делало росписи особенно яркими. Заканчивая работу в Турфанском оазисе, экспедиция обследовала пещерный буддийский монастырь в местечке Туюк-Мазар.
Отдельный сюжет выставки - условия, в которых работала экспедиция. В фотографиях отражены особенности полевой жизни: работа и отдых, средства и способы передвижения, перевозимые экспедицией грузы, портреты участников экспедиции. Именно такого рода документы редко встречаются в ранних коллекциях, так как фотонегативы были дорогостоящим, хрупким и ограниченным в количестве материалом: их экономили для научной съемки. До Самуила Мартыновича Дудина фиксация быта экспедиций не рассматривалась как важный информационный документ.
Стереофотографии древних построек и комплексов были лишь эскизами для последующего создания индивидуальных детальных изображений памятников на широкоформатных негативах. Но как истинный художник Самуил Мартынович Дудин смог создать с помощью легкой и непритязательной стереофотокамеры поэтический рассказ о научной экспедиции. В его коллекции преобладают архитектурно-ландшафтные съёмки. И пустота многих пейзажей - возможность насладиться перспективой видов и мягким рельефом пустынных местностей. А этнографические снимки - это яркие моменты местной культуры, которые привлекли фотографа, - зарисовки бытовых особенностей региона, сделанные по пути движения экспедиции. Они довольно ярко отражают разнообразие местной жизни: горожане и кочевники, большие рынки и мелкие торговые лавочки, местные музыканты и ремесленники.
Часть экспозиции знакомит с историей стереофотоаппаротов, а современные технологии позволяют своими глазами убедиться, что два одинаковых снимка, совмещенных определённым образом, действительно создают объемный 3D эффект.

Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе