Коллекцию Музея кино пополнили раритеты, связанные с Андреем Тарковским!.

Государственный центральный музей кино получил в дар раритеты, связанные с режиссёром Андреем Тарковским. Это произошло благодаря Вере Игоревне Суменовой, киноведу, ректору Высших курсов сценаристов и режиссёров, Заслуженному деятелю искусств РФ.
Речь идёт о двух предметах:
Сценарий Андрея Тарковского к неснятому фильму «Гофманиана»
Ценность этого экземпляра сценария, по словам Веры Суменовой, составляют рукописные пометки, сделанные самим режиссёром.
В дневниковых записях Андрея Тарковского нередко упоминается немецкая литература: можно прочитать о его желании экранизировать Томаса Манна, Германа Гессе, а также Эрнста Гофмана.
«Гофманиана», идея которой возникла благодаря предложению от «Таллинфильма», должна была соединить эпизоды из жизни Гофмана с фрагментами нескольких его книг. Сам Тарковский даже рассматривал фильм как развитие идей, реализованных перед этим в фильме «Зеркало». Готовый сценарий запускали к постановке на эстонской студии, но вскоре проект был остановлен Госкино с уточнением, что режиссёр не справился с поставленной задачей.
Тарковский вернулся к фильму только в эмиграции, в середине 80-х, и после «Жертвоприношения» планировал все же снять «Гофманиану», причем на главную роль в этот раз рассматривался Дастин Хоффман. Но, к сожалению, режиссёр не успел осуществить задуманное.
Письмо Андрея Тарковского Вере Суменовой
«С Андреем Арсеньевичем Тарковским я познакомилась, работая на Высших курсах сценаристов и режиссёров, – вспоминает Вера Суменова, – а в 1972 году он пригласил меня на съемку в эпизоде своего "Соляриса" (в сцене конференции). Письмо А.А. Тарковского, которое я передала в дар Музею кино, написано в 1978 году, когда я, как заместитель директора Курсов, пригласила его стать членом нашего Совета, в который в то время входили выдающиеся кинематографисты, наши мастера и педагоги: Глеб Панфилов, Никита Михалков, Михаил Швейцер, Эмиль Лотяну, Витаутас Жалакявичус, Александр Митта, Николай Губенко. Как ясно из текста письма, Андрей Арсеньевич своего согласия не дал, но предложил прочесть у нас лекции по режиссуре.
В результате именно это письмо положило начало педагогической деятельности великого режиссёра, а для наших слушателей это стало судьбоносным событием, которое, без сомнения, повлияло на их творческую жизнь. Среди его учеников были теперь уже известные кинорежиссёры: Владимир Хотиненко, Константин Лопушанский, Дмитрий Светозаров, Иван Дыховичный, Юозас Будрайтис и многие другие. Андрей Арсеньевич сотрудничал с Курсами вплоть до своего отъезда в Италию на съемки "Ностальгии". Перед отъездом мы договорились, что он будет набирать свою режиссерскую мастерскую, и он наметил первым своим учеником Александра Кайдановского...»
Стенограммы лекций, прочитанных на Высших курсах сценаристов и режиссёров, были подготовлены к печати режиссером Константином Лопушанским и одобрены Андреем Тарковским в 1981 г. Тогда их не удалось опубликовать, но лекции были напечатаны в журнале «Искусство кино» в номерах 7–10 за 1990 г. А в 1993 году вышла книга «Уроки кинорежиссуры», с которой знаком каждый студент, решивший связать свою жизнь с кинематографом.

Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе