Четыре череповецких дворянских гнезда посетили участники инфотура «Усадьбы Вологодчины».

Если бы не боль от разлуки с матерью (именно после разрыва родителей отец перевез сына в Череповец), то пребывание в этих северных краях можно было бы считать самым счастливым временем в жизни поэта. Во Владимировке его всегда с радостью встречала большая семья дяди Михаила Лотарева, а на другом берегу Суды в усадьбе Сойвола – семья тети Елизаветы Журовой. Здесь Игорь пережил первую любовь к прекрасной «лильчатой Лили», дочери Михаила Петровича. Лили в ту пору было 17, ему – 12. Испытал он и ревность к кузену – Виктору Журову, жгучему красавцу-брюнету, младшему сыну Елизаветы Петровны. Интересно, что судьба уведет Виктора очень далеко от Сойволы, Суды, Кемзы и маленькой речушки Андоги. Он станет оперным певцом, а позже режиссером в знаменитом миланском театре «Ла Скала», и лишь псевдоним Витторио Андóга будет напоминать посвященным о его связи с этими местами.
Дальнейшие события уводят и Игоря Лотарева от этих мест. Но его псевдоним Северянин, прочно заменивший настоящую фамилию, подтверждает привязанность Игоря Васильевича к неброской северной красоте.
После событий начала XX века «дом на Суде» претерпел большие изменения. Из 12 комнат лишь одна сохранила первозданный облик – комната Екатерины Николаевны, жены Михаила Петровича. Вещи и мебель были распроданы на аукционе после выселения Лотаревых. Остались в музее только большой книжный шкаф, ныне играющий роль посудного, трюмо в комнате Екатерины Николаевны и горка, которую обнаружили на чердаке. Зато сохранились печи, отделанные белым кафелем, и высокие деревянные двери.
После революции дом национализировали и открыли в нем детский противотуберкулезный санаторий. Появились новые хозяйственные постройки, некоторые старые, напротив, развалились. Открытые веранды застеклили, так что внешний вид дома тоже изменился. Сейчас мы можем лишь представить, как хорошо летом было на веранде, где семья часто обедала, и как поджидали Игоря или Игу, как звал его дядя, с рыбалки, которую он обожал.
И только лиловый с малиновым цвет (именно так был покрашен дом) напоминает о прошлом усадьбы. Нынешнее состояние здания, конечно, далеко от идеального. Требуется немало средств, физических и финансовых, чтобы сохранить уникальную усадьбу.
В заключение встречи участники пресс-тура посмотрели проникновенный фильм «На реке форелевой». Он снят нынешним летом и наполнен любовью создателей и участников фильма к личности Северянина, интересом к его творчеству, переживаниями за будущее дома. Фильм создан на малоизвестном материале, собранном фактически по крупицам. Еще понятнее становится значение череповецкой земли в судьбе поэта, а в сердце начитают звучать его стихи:
На реке форелевой, в северной губернии, / В лодке сизым вечером, уток не расстреливай: / Благостны осенние отблески вечерние / В северной губернии, на реке форелевой.
Вторая усадьба, которую посетили участники пресс-тура, находится в Череповце. Это дом, в котором жил и работал Иван Андреевич Милютин – легендарная личность, незаурядный общественный деятель, прослуживший на посту городского головы рекордные 46 лет! Сейчас дом, расположенный на живописном берегу реки, является музеем, где бережно хранят память о его первом хозяине.
Гостям была показана гастрономическая экскурсия «По бабушке сшибочки» в сопровождении персонажей XIX века. Встретил посетителей Федор Иванович Кадобнов, гласный и секретарь городской думы и управы и помощник Милютина во всех его начинаниях. С каким восхищением он рассказывал о делах Ивана Андреевича на посту городского головы. С каким тактом и чуткостью говорил о личной стороне его жизни!
Участники инфотура узнали о гастрономических привычках хозяина дома. Завтракал Иван Андреевич «от 12 до часа дня, обедал в 3 блюда – обычно с 6 до 8 вечера, но по старинке любил побаловаться «кислыми щами с чесночком». Милютин принимал в доме большое количество гостей как на деловые обеды, так и на семейные ужины.
Но именно на этих «сшибочках» (слово, взятое им у своей бабушки) раскрывалась его натура, широкая и хлебосольная. Нередко на подобном приёме присутствовало до 150 человек. Сам Иван Андреевич на «сшибочках» не терял времени зря: вел беседы, выяснял мнение приглашённых гостей об осуществляемых городских делах. Ему все было важно и все было любопытно.
Затем горничная продолжила знакомить гостей с домом, показывала особенности обустройства жилых комнат, кухни, столовой; поведала много занимательных гастрономических историй, а также рецептов необычных блюд. Например, о приготовлении салата из ершей. Стало понятно, почему на самоварах раньше висели связки баранок: они становились мягкими и легко снимались с веревочки.
Наконец, горничная пригласила гостей к столу, где их ждали рыбники с настоящей северной рыбой, кисель, сушки да баранки, кусковой сахар и ароматный чай. Милая девушка рассказала, что же такое «чай вприкуску» или «чай вдогонку», и поведала о рецептах киселя. После обеда гостям предложили посидеть на необыкновенном стуле. Есть примета: того, что посидит на этом стуле, непременно ждет денежная удача.
Усадьба Верещагиных – музейный объект, любимый и часто посещаемый туристами. Это единственный мемориальный дом-музей, который хранит память о семье, подарившей миру двух выдающихся личностей: Николая Верещагина, основателя молочной промышленности в России, и Василия Верещагина, знаменитого художника.
Дом, некогда принадлежавший семье Верещагиных, пережил немало испытаний. В 1850-е годы владельцы продали его местному купцу, который сдавал часть помещений второго этажа постояльцам. В 50-60-е годы XX века здесь находились коммунальные квартиры, и лишь в 1984 году здание было передано музею.
Поток желающих прикоснуться к истории дома и семьи Верещагиных никогда не ослабевал. Но в последнее время посещение было затруднительно и даже невозможно. Причина – проведение ремонтных работ и работ по благоустройству территории, создание так называемого «Верещагинского квартала». Гостям пресс-тура после экскурсии по дому посчастливилось пройтись по изменившейся и похорошевшей территории.
В сквере заменили тротуарное покрытие, появились комфортные зоны отдыха, клумбы, детская площадка в духе прошлого столетия, стилизованные фонари и скамейки, дорожки. Забор вокруг усадьбы также приобрел другой вид. В перспективе – оборудование дегустационного зала и помещения для мастер-классов. Горожане и гости города смогут увидеть результат уже в ноябре, открытие «Верещагинского квартала» приурочат ко дню рождения Череповца. Проект стал победителем в конкурсе проектов комфортной городской среды в номинации «Исторические поселения». В Минстрой было направлено более 300 заявок из разных регионов страны, проект Череповца оказался в числе 80-ти лучших, на его реализацию город получил 54 млн рублей. Еще один важный этап проекта – ремонт фасада каменного здания музея. Средства на капремонт выделяет компания «Северсталь». Преобразования идут на благо и музею, и городу в целом. Всегда отрадно, когда память легендарных личностей, прославивших Вологодчину, чтят и бережно хранят.
Усадьба Гальских стала заключительным аккордом в осеннем инфотуре. Подробная экскурсия по дому не предполагалась, организаторы лишь хотели продемонстрировать гостям основные особенности усадьбы, показать ее отличие от предыдущих объектов посещения. И самая главная отличительная черта в том, что дом Гальских изначально был настоящим большим усадебным домом. На закате дня, когда последние лучи солнца скользили по глади реки, дом Гальских был особенно прекрасен. Он гордо смотрел на проходящие корабли и сам был похож на корабль, который выдержал все бури и шторма времени и который надежно хранит память усадеб Вологодчины и облик «таинственной Руси».
Светлана Полякова

Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе