Введение

В 2013 году Россия, согласно оценкам экспертов Всемирного экономического форума, заняла лишь 63-е место (из 140) в рейтинге конкурентоспособности стран на рынке туризма, потеряв четыре позиции по сравнению с 2011 годом. Один из факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности России как туристской дестинации, - низкий уровень гостеприимства в России, который выражается в недостаточно дружелюбном отношении россиян к иностранным туристам, низком качестве обслуживания туристов.

Эффективная работа туристских информационных центров должна быть направлена, в первую очередь, на повышение конкурентоспособности России на международном рынке туризма. Именно туристско- информационная организация, которая зачастую является одним из первых объектов туристской инфраструктуры, встречающим туриста в дестинации, должна быть образцом дружелюбия и высочайшего качества сервиса.

Между тем, анализ мировых тенденций показывает, что Интернет как источник информации (в том числе туристской) становится прямым конкурентом для туристских информационных центров, работающих только в режиме «оффлайн». Таким образом, развитие информационных технологий

– это вызов, требующий от туристских информационных центров усилий по повышению их эффективности, особенно в сфере Интернет. В настоящее время можно выделить два направления оптимизации деятельности туристских информационных центров:

  1. Переход от концепции информационно-консультационного обслуживания к концепции расширения сферы деятельности (продажам сопутствующих товаров и услуг, развитию регионального туристского продукта, продвижению бренда туристской дестинации и т.д.). Международные исследования показывают, что наличие туристского информационного центра напрямую коррелирует с ростом расходов туристов, увеличением

продолжительности их пребывания в дестинации и более активным посещением объектов туристского интереса. Расширение сферы деятельности туристского информационного центра должно стать залогом роста вклада туризма в экономику региона.

  1. Объединение усилий туристских информационных центров, действующих на территории Российской Федерации:

А) Создание Ассоциации Туристских Информационных Центров на федеральном уровне с целью развития саморегулирования отрасли.

Б) Формирование единого информационного пространства для туристских информационных центров, действующих в Российской Федерации. Информационное взаимодействие туристских информационных центров, каждый из которых является носителем уникальных знаний о своей дестинации, будет способствовать росту поступлений от туризма (в том числе за счет развития межрегиональных туристских продуктов).

В) Осуществление единой маркетинговой политики. Маркетинговые инициативы, реализуемые туристскими информационными центрами, при объединении усилий приведут к синергетическому эффекту, способствующему повышению конкурентоспособности России на мировом рынке туризма.

ОГЛАВЛЕНИЕ