«Сел и поехал на Иссык-Куль» — мототур в составе члена Томского отделения РГО Владимира Салмина.

с 11 по 21 июня трое байкеров стрежевского мотоклуба «Северный дивизион» совершили мототур из сердца Западной Сибири до озера Иссык-Куль, преодолев семь тысяч километров за десять дней. Сквозной темой в путешествии для них стал мотив счастья: каким оно представляется путешественникам и тем, с кем они встречались в дороге… — Есть в стране движение мототуристов «Сел и поехал». Его идеологом является петербуржец Павел Кобяк, — рассказывает Владимир Салмин, один из участников мотопохода. — Нам было не впервой вместе преодолевать большие расстояния. С Николаем Денисовым и Алексеем Мокринским мы бывали и на международном байк-рок-фестивале «Мото-Малоярославец» в Калужской области, ездили на 70-летие Сталинградской битвы в Волгоград. Два года назад нижневартовские байкеры позвали нас в мотопробег на Памир, да не получилось к ним присоединиться. Но мысль о Центральной Азии осталась. Нынешней зимой было решено, что едем. Возможно, толчком стало и то, что меня приняли в члены томского отделения Русского географического общества. А дорога всегда зовёт. Был разработан маршрут, заказаны майки-фуфайки «Сел и поехал на Иссык-Куль», подготовлены мотоциклы: у Николая надёжная Yamaha, у Лёши динамичная Honda, у Владимира BMW. Не помешало и то, что Алексей живёт в Восточной Сибири. Николай Денисов и Владимир Салмин стартовали из Стрежевого, а Алексей Мокринский из Красноярска. Стрежевчане добирались через Тобольск — Ишим и вошли в Казахстан через Петропавловск. Алексей миновал Новосибирск и Алтай, в Казахстан вошёл со стороны Павлодара. 13 июня путешественники были на территории другого государства, таможню и границу преодолели без проблем. Встреча произошла 14 июня в Караганде, откуда байкеры двинулись вглубь страны. — Мотопутешествие дарит больше свободы, чем движение на ином транспорте. Ты в единении со своей машиной и концентрируешься на состоянии дороги, самоощущениях. У тебя «включено» чувство внимания к моменту, что происходит здесь и сейчас. Всё второстепенное уходит на дальний план, — говорит о движении Владимир Салмин. — С какой бы скоростью ты не двигался, взгляд ловит пейзажи. Не просто картины, а панорамы разворачивались перед нами. Замечаешь, что нескончаемым ковром расстилаются казахские степи, цвет которых постоянно меняется. В море ковыля вдруг видишь кочующий табун лошадей, на возвышенностях отары овец. Лёгкая оторопь берёт, когда навстречу плавно выплывает стадо верблюдов. И вот степь дарит сибирякам встречу с полупресноводным озером Балхаш в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана. Знаете ли вы, что Балхаш — единственное на планете озеро с разной по составу водой: западная его часть — пресноводная, а восточная — солёная. Благодаря узкому проливу и полуострову Сарыесик воды озера не смешиваются. Здесь путешественники остановились на обед. Гостеприимные казахи из придорожного кафе накормили путников озёрной рыбой, нажарив сома и сазана. Так с видом на Балхаш байкеры и трапезничали, пили чай с чабрецом, провожая солнце за горизонт. — Впечатления от Балхаша непередаваемые: вода чистейшая, бирюзового цвета. Всю усталость нашу смыла. А мы наблюдали за принимающими нас местными жителями. Их счастье в том, что они каждый день встречают новых людей, принимая их со всем радушием и гостеприимством. Живут люди скромно, вдали от цивилизации, но это их не смущает. Принимающие нас ребята рассказали, что байкеров в Казахстане немного, мотоцикл здесь редкость. 15 июня был взят курс на Алматы. Сквозь транспортный поток байкеры добрались до сердца города — Медео. Поразило, что транспорт движется здесь хаотично, правила безопасности дорожного движения мало кого волнуют. А Медео — прекрасно, хотя сибиряков здесь намочил дождь. Но фото на память, знаменитый каток, виды на горы — всё осталось с ними. Следующий день был рубежным. В 200 км от Алматы граница с Киргизией. Попрощавшись ненадолго с Казахстаном, ребята въехали в Кыргызстан, как сами киргизы называют своё государство. В его столицу — Бишкек — они заезжать не стали из-за нехватки времени. И с севера уже в ночь подъехали к озеру Иссык-Куль. Остановились в Чолпон-Ата, в дословном переводе «Отец звёзд». Город расположен на высоте около 1500-1800 метров над уровнем моря в красивейшем предгорном шлейфе (хребет Кунгей Ала-Тоо). Ночью в небе над городом — Млечный путь, напоминающий небесную отару. — Ранним утром умылись в Иссык-Куле, по ощущениям вода колодезная, чистейшая! — не скрывает восхищения В.Салмин. — Горное озеро с хрустальной водой. Именно здесь у Иссык-Куля я спросил у своих друзей, что для них — счастье. И знаете, всё просто: семья, свобода, дружба, мирное небо над головой — у каждого своё понимание, но общий вектор. А для полноты понимания мы спросили о счастье и хозяйку дома киргизку Сару. Она поделилась, что для неё счастье — в семье и благополучии детей и внуков, которые все получили образование, успешны, живут неподалёку от своей мамы и бабушки. Ещё женщина, которая годилась нам в матери, говорила, что счастьем было жить в одной большой стране — СССР. Теперь важно хранить в Кыргызии мир и дружбу между народами. Секреты счастья, получается, универсальны. Внук Сары свозил нас на базар. На память о миролюбивом и гостеприимном народе у нас остались шерстяные тюбетейки и флажки. В этот день мы встретились с группой байкеров из Бишкека. Очень тепло пообщались, обменялись координатами, пригласили друг друга в гости. В обратный путь двинулись по Чуйской долине, по тракту, сэкономив тем самым 200 км пути. Дороги как таковой нет, только направление. 18 июня прибыли в Караганду. Она расположилась в центральной части Казахстана. Географически Карагандинскую область можно назвать центром Евразии: она равноудалена от всех четырёх океанов, окружающих континент. В древности здесь проходил Великий Шелковый Путь. Здесь я встретился со своим однокурсником, с которым тридцать лет назад учился в военном училище. Тимур Нургазин принял нас с казахской щедростью и великодушием! Уже 19 июня мы были в Астане — столице Казахстана. Впечатлений от этого современного города масса! Вечером пересекли казахскую границу. Первым делом припал к русской берёзке на российской стороне границы. Да, стереотипы работают, и с чувством юмора всё нормально! А когда вышли на трассу Омск-Новосибирск в районе Голышманово, то встретили саратовских байкеров, идущих мотопробегом из Владивостока. Не одни мы в это лето сели на своих стальных коней и поехали, куда глаза глядят… Записала Т.Монастырёва Опубликован в газете «Северная звезда» №73(12381) от 10 июля 2018 года.

Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе