Постоянная экспозиция "Абрамцево. Искусство XX века".

Посещение усадьбы «Абрамцево» должно сопровождаться открытиями. Таков закон заповедного пространства, и, приезжая в Абрамцево, гость, путешественник, паломник помнит великие имена С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и ― чаще всего ― не помышляет увидеть произведения «громких» и «тихих» бубновых валетов или художников второй волны русского авангарда, к примеру, А.А. Лабаса. Эти художественные богатства сосредоточены в белом каменном здании «советского классицизма», построенном в усадьбе в конце 1930-х годов. Здание часто принимают за Аксаковский дом, потому, вероятно, что крепко и твёрдо стоит оно на мемориальной абрамцевской земле.Мы говорим «белое здание», или «белый дом», — подразумеваем экспозицию «Абрамцево. Искусство XX века». Экспозицию со строгой структурой, построенную на хронологическом принципе, с обозначенными разделами. Пугаться не стоит, скучно не будет.«Бубновый валет», а что связывает «бубновых валетов» (художников объединения «Бубновый валет») с Абрамцевом? Очевидно, «дачная» жизнь ― свободная, размеренная, лирическая. Всю первую половину XX века Пётр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, создатели общества, приезжали в это творчески намоленное место. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской живописью, но всё же «насквозь русские». Иначе в Абрамцеве быть не могло.«Романтический монтаж», и монтаж как система сцепления в образное целое самостоятельно значимых элементов и деталей, а в пространстве экспозиции — произведений разнокачественных и стилистически неоднородных. Так, художников АХРРа, следующих передвижническим традициям русской живописи, и ОСТа, находящихся под влиянием «нового» западноевропейского искусства, объединяет ощущение картины как сложной стратегии пространства. Парадоксально, но в камерных, большей частью, работах конца 1920-х — начала 1930-х годов Александра Щипицына, Надежды Удальцовой, Петра Вильямса, других художников живёт большое пространство. В этом пространстве — соединение широты образных обобщений и утончённости живописного языка, которым передаются не столько подробности бытия, сколько внутренняя вибрация жизни.«Ново-Абрамцево». С 1933 года Московский Союз художников начинает строительство дачного поселка на высоком берегу Вори в нескольких километрах от усадьбы С.Т. Аксакова. Так создаётся Дачно-садовый кооператив, или творческий коллектив художников «Ново-Абрамцево». А поселятся в Абрамцеве советские художники: Б.В. Иогансон, В.И. Мухина, И.Э. Грабарь, Б.Д. Королёв, И.И. Машков, Е.А. Кацман, С.Д. Тавасиев, Д.А. Шмаринов, П.А. Радимов. Гигантское, героическое содержание обязывало художников писать вещи эпические. Но живописность, создающая «своё толкование мира в образе», невозможна без камерности и поэзии. Без них невозможен и героизм. И все без исключения «редкостные эпохи расцвета самых высоких идеалов» лелеяли странную человеческую способность быть самим собой. Материал раздела интересен камерными, этюдными пластическими опытами — размышлениями больших советских художников.«Поэзия повседневности». В русском искусстве неизбывна живописная традиция поэтического, лирического прочтения мира. Это наиболее рельефно отразилось в живописи 1940-х — 1950-х годов. Позади «авангардные времена» переустройства жизни искусством. Теперь сама жизнь и её каждодневность, а также мир отдельного человека стали темой живописи. Натюрморты, портреты, пейзажи — основные жанры этого времени. Пейзажи И.Э. Грабаря, В.В. Рождественского, И.И. Машкова, Р.Р. Фалька, Б.В. Иогансона, Н.А. Соколова — «портреты места» и фиксация некоего состояния природы. Лирическая составляющая их живописи позволяет увидеть синтетический образ: такая природа живёт внутри человека, вспоминается или снится ему. Живописно-экспрессивные, эмоционально заряженные абрамцевские картины Н.А. Егоршиной выбиваются из общего ряда реалистической живописи «авангардной прививкой», которая полнозвучно раскроется в более поздней живописи художницы и её соратников — А.В. Васнецова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, И.В. Голицына. И это материал уже следующего раздела — «Звёзды, розы и квадраты».Материал раздела неоднороден. Наряду с полотнами художников новой формации зритель увидит станковую живопись Н.М. Ромадина, Е.А. Малеиной, С.А. Чуйкова, что само по себе объяснимо. Художники жили, писали в одно время, в это же время приезжали в Абрамцево. Носители подлинной художественной культуры, бывшие вхутемасовцы, они до конца жизни остались верными живописи.«Прошлым веком в Абрамцеве», итоговый раздел. Коллекция искусства XX века складывалась в Абрамцеве на протяжении полувека. И это не только уникальное собрание картин, скульптур, рисунков и эстампов, — это собрание людей, которые живут (или жили) в Абрамцеве, живут идеями Абрамцева, любят Абрамцево, любят друг друга, любят искусство. И вот эта духовная энергия, рождённая любовью, и даёт особое очарование собранию XX века.Обновлённая экспозиция «Абрамцево. Искусство XX века» открывается для посетителей 11 октября.

Оставайтесь на связи с нами. Мы рассылаем только надежную проверенную информацию, которая нужна в работе